Александр Чердаков. Типография Аврора: Если ты стоишь на месте, ты двигаешься назад

Накануне презентации Гида «Российские вина» мы вновь хотим дать слово членам Клуба Партнеров. Уже несколько лет ведущие компании из разных отраслей, работающих для российских виноделов, поддерживают наш проект, позволяя ему развиваться и сохранять независимость. Один из наиболее давних наших партнеров – Александр Чердаков, глава «Типографии Аврора». Человек, много сделавший для того, чтобы качество оформления российских вин соответствовало растущему качеству содержания. В том, как работает «Типография Аврора» мы убедились на собственном опыте, вместе разрабатывая новый облик стикера «Выбор Гида». О том, как строится бизнес в производстве этикетки, легко ли работать с виноделами, о самых удачных этикетках последних лет и об этикетке будущего нам рассказал Александр Чердаков.

Как Вы пришли в полиграфический бизнес? Что предшествовало основанию «Типографии Аврора»? Почему было выбрано именно направление этикетки?

- «Типография Аврора» основана в 2000 году. В этот период мы искали новые направления для бизнеса. В итоге остановились на производстве этикетки, посчитав этот рынок наиболее перспективным в южном сельскохозяйственном регионе. Уже тогда мы чувствовали, что будущее – за производством. Наша специализация изначально и по сей день – это производство рулонной этикетки.

Почему «фирменной» темой «Типографии Аврора» стала именно винная этикетка? Кто был первым заказчиком по этому направлению? Какой заказ за все прошедшие годы был самым сложным и/или самым интересным?

- Сейчас «Типография Аврора» у многих ассоциируется именно с винной этикеткой, но так было не всегда. Мы активно сотрудничали с производителями любой продукции, на которой применяется самоклеящаяся этикетка: пищевой, лакокрасочной, косметической. Среди алкогольных напитков основной объем давала водочная этикетка.

Наш первый заказчик винной этикетки – «Винодельня Ведерниковъ», чуть позже присоединились «Дербентский коньячный комбинат» и «Вилла Виктория».

На первые позиции производство винной этикетки вышло в 2014 году с началом работы с Крымом. Развитие виноделия в Краснодарском крае также влияет на ситуацию: появляются новые небольшие винодельни с качественным продуктом.

Винная этикетка занимает особое место: именно здесь мы можем продемонстрировать все возможности типографии. Ценовой сегмент «выше среднего» позволяет применять различные виды бумаги и технологии постпечатной обработки.

Сегодня нас выбирают такие мэтры виноделия, как Валерий Захарьин, Олег Репин, Павел Швец, Рено Бюрнье. Нам приятно отвечать за визуальное оформление вин такого высокого качества. Мы также гордимся многолетним сотрудничеством с «гигантами» индустрии: это Русский винный дом «Абрау-Дюрсо», ООО «Винный Дом Фотисаль», ООО «АПК Мильстрим-Черноморские вина» и другие.

Расскажите о команде «Авроры». Кто является ее «стержнем». Какой стиль руководства Вы предпочитаете?

- Руководство типографии – это команда опытных специалистов. Соглашусь с выражением: «Если ты стоишь на месте, ты двигаешься назад». Несмотря на многолетний опыт в полиграфии и высокую квалификацию наших сотрудников, мы периодически проводим обучающие тренинги и семинары, чтобы быть в курсе всех последних разработок в отрасли. Моя задача как собственника – участие в стратегическом планировании. Стараюсь управлять, при этом не мешая руководить другим.

Как сейчас выглядит рынок самоклеящейся этикетки?

- Рынок самоклеящейся этикетки, безусловно, претерпевает изменения. Среди основных процессов отмечу укрупнение производства. Параллельно идет и другой процесс – появляются небольшие, «семейные», винодельни. Рынок диктует свои правила: в связи с маленькими тиражами для таких предприятий приходится думать о внедрении технологий, позволяющих минимизировать стоимость этикетки.

Как развивалась стилистика этикетки последних вин за последние 10 лет? Сложился ли сейчас «русский стиль» винного оформления? Нужен ли вообще российскому вину «свой стиль», или в мире достаточно интересных направлений, которые можно адаптировать под российский рынок?

- 10 лет назад этикетки выглядели несколько иначе: это были простые шрифты, реалистичные, буквальные изображения. Типичный пример дизайна того времени – милые девушки серии «Изабелла», «Земфира», «Лидия». Винная этикетка немногим отличалась от пищевой: дизайн и технологии были идентичными. На современных винных этикетках мы видим скорее воплощение какой-то идеи, изображение стало стилизованным.

С чем связаны такие изменения? Во-первых, повлиял опыт зарубежных коллег. Дизайн, который мы имеем на российском рынке сейчас, во многом отсылает нас к стилистике французских, итальянских, испанских вин. Во-вторых, поменялся рынок: увеличилась конкуренция среди винных заводов – их стало больше. Рост конкуренции дает нам разнообразие, более интересную подачу.

Сложившегося «русского стиля» винной этикетки у нас пока нет. Есть этикетки с узнаваемыми национальными мотивами. Например, греческий орнамент на винах Валерия Асланидиса или хохлома у Валерия Тройчука. Есть дизайн в стилистике определенных стран: этикетки «Шато Кот де Сан Даниэль» – это традиционный французский стиль. Кроме того, самое понятие «русский стиль» относительно: в масштабах нашей страны этот стиль очень вариативен. «Северный» русский стиль, безусловно, будет отличаться от «южного».

Если говорить о влиянии менталитета на дизайн этикетки, то оно, безусловно, есть. Некоторые идеи, которые хорошо работают для европейской аудитории, российской не воспримутся. У нас пока еще нет той культуры пития, которая есть в Европе с их гаражным, микро-виноделием – самыми ходовыми у нас остаются недорогие полусладкие вина.

Назовите самые распространенные ошибки компаний, разрабатывающих свою этикетку?

Самая распространенная ошибка, на мой взгляд, - это когда производители вина при разработке новой этикетки обращаются к дизайнерам или художникам, которые не знают технологий полиграфического производства. Не любой дизайн можно выполнить даже при помощи самых современных технологий. В некоторых случаях стоимость технического исполнения может быть не сопоставима с тиражами и стоимостью самого продукта. Все это важно учитывать при разработке дизайна этикетки.

Идеальный вариант – это когда заказчик обращается в студию, специализирующуюся на дизайне этикетки. Такие студии предоставляют подробное описание технологий изготовления. Это готовый дизайн, который не требует корректировки, подстройки под технические возможности производства.

Самые удачные, на Ваш взгляд, этикетки российских вин за последние годы?

За 17 лет было напечатано огромное количество этикеток, и, конечно же, были нестандартные, сложные, интересные проекты. Например, концептуальный «Фантом» с «исчезающей» надписью, минимализм «Усадьбы Дивноморское» (это была одна из первых наших этикеток с нумерацией), тонкая в исполнении этикетка для шампанского «Абрау-Дюрсо».

Мы живем в эпоху быстро меняющихся технологий, цифровой революции. Как, на Ваш взгляд, будет выглядеть этикетка через 5-10 лет? Какие решения помогут потребителю объединить этикетку и On-line приложения, социальные сети и прочее?

Думаю, развитие получат технологии защиты продукции от фальсификации. Кроме того, этикетка станет более емкой: уже сейчас мы видим изображение промо-кодов для считывания мобильными приложениями. Минимум символов будет содержать максимум информации. Развитие технологий производства, на мой взгляд, будет идти по пути совмещения, объединения нескольких технологий в одну.

Помогает ли в бизнесе Ваше увлечение спортивной рыбной ловлей? Какие уроки этот спорт дает Вам как бизнесмену?

Рыбная ловля как вид спорта – это адреналин, дух соперничества. Выезд на соревнования, которые проводятся по всему миру, – это определенная «перезагрузка», во время полной смены обстановки и единения с природой приходят новые, свежие мысли. Или же складывается, наконец, головоломка, паззл и приходит решение каких-то задач.