Массандра. Часть 2. Крепленые и знаменитые

Визит на «Массандру» продолжает посещение еще двух виноделен, непосредственно подчиненных головному винзаводу Объединения. В 10 минутах езды от исторических подвалов, где людно даже в скромное по турпотоку крымское лето, находится небольшая винодельня, которую обычно туристам не показывают. Это «мадерная» площадка «Массандры». Место камерное, со своей атмосферой. Винодельня построена еще князем Михаилом Семеновичем Воронцовым в 1830 году. Через полстолетия, в 1881 году в старом имении его сыном – Семеном Михайловичем был построен еще один винный подвал. Позднее он был передан в ведение Удельного ведомства. На его крыше сейчас и расположена «мадерная» площадка. 800 бочек круглый год находятся на открытом воздухе – летом под солнцем на 40-градусной жаре, зимой под снегом, который и в Крыму случается. Площадка очень фотогеничная. Отличный вид на Ялту и Черное море.

«Массандра» выпускает сейчас специальные вина «Мадера Массандра» из сортов винограда Серсиаль, Альбильо, Вердельо и «Мадера Крымская» - в составе купажа доминирует крымский сорт Шабаш. Недавно начали делать еще два вина под маркой «Эталита», как говорят сами виноделы: «сухой и десертный вариант мадеры». Все 4 позиции, по крымской традиции, крепленные зерновым спиртом. По винодельне нас сопровождает очень обаятельная и гостеприимная женщина, заместитель директора цеха Лиана. Дегустируя несколько образцов, обсуждаем использование на этикетке слова «мадера». Вино с таким названием «Массандра» производит с 1892 года и настрой крымских виноделов по ее поводу где-то можно понять. Но многие в Крыму осознают, что ситуация с использованием европейских апелласьонов не вполне корректна. На экспорт, кстати, эти массандровские вина идут под названием Crimeira. Появление «Эталиты», как торговой марки тоже, видимо, не случайно…

Завершаем визит обходом старых подвалов с дубовыми бутами, которые помнят еще князя Голицына. На некоторых еще можно разобрать клеймо с годом производства – 1896.

После старого воронцовского подвала, отправляемся на другой конец Ялты в старый романовский подвал. В местечке Оренада когда-то находилось имение Великого князя Константина Николаевича, находится «хересный» цех «Массандры». Еще при Великом князе в Ореанде был заложен винный подвал, в котором уже в советские времена начали производство «хереса». Алексей, главный винодел «Ореанды» очень увлечен своим делом и подробно рассказывает об истории винодельни. По лестнице времен Константина Николаевича спускаемся в глубокий подвал. Здесь хранятся бочки, выстроенные в «солеры» и… горизонтальные емкости из нержавеющей стали, сложенные «лагерем» и соединенные трубами. В емкостях находится вино под пленкой хересного флера. По трубам вино перетекает из верхних емкостей в нижние под действием гравитации. Через 9 месяцев такого «непрерывного хересования» вино разливают по бутылкам.

Скажу честно, как и всегда. Я очень люблю регион Херес-де-Ля-Фронтера и немало провел времени в подвалах ведущих производителей, даже снимал фильм об этом регионе и его винах. Но нигде не видел ничего подобного массандровским технологиям. Наверное, стоит все-таки признать, что вино, созданное «по мотивам» испанской классики, но в другом регионе и с большими творческими отступлениями (сепаж белых сортов винограда Серсиаль, Альбильо + Алиготе, зерновой спирт-ректификат, «непрерывное хересование») должно называться как-то иначе.

Приятно, что большинство виноделов «Массандры» с этим в той или иной степени соглашаются. Обидно только, что 120 лет почти крымское виноделие работало на развитие категорий других винодельческих регионов. О том, что существует стиль крепленых вин «херес» и «мадера» большинство жителей огромной страны лет 20-30 назад могли узнать только по массандровским и другим им подобным винам, выпускавшимся на территории СССР, и уже потом открывали для себя Херес-де-Ля-Фронтера, Мадейру, как и другие винодельческие регионы мира. Хорошую фразу сказал один из массандровских виноделов «эти названия - не наша вина, это наша беда…»

Пожалуй, я готов с этим согласиться. Замена брендов, устоявшихся десятилетиями и имеющих своего лояльного потребителя – дело не одного года и требует серьезных вложений в маркетинг. И оно немыслимо без поддержки государства и либерализации рекламного законодательства. Кстати, вина в подобном стиле есть и в других винодельческих регионах России – в Дагестане, на Кубани и на Дону. Не у всех у них «международные» названия, но многие проблемы общие. Спирт, например. На этом еще отдельно остановлюсь.

Продолжение следует….