«Продэкспо». Послевкусие

Большие, шумные выставки я не очень люблю. Сложно дегустировать в шуме и толкотне, когда на соседнем стенде готовят барбекю и проходящая мимо дама обдает мощным ароматом дешевых духов. Тем не менее, выставка «Продэкспо-2016» оставила долгое, приятное послевкусие от общения с виноделами и дала интересные впечатления от вин урожая 2015 года. Все это важно для подготовки Гида-2016, которая уже вступает в завершающую стадию.

В отношении к российскому вину за последние пару лет произошли огромные изменения. Именно к нему было приковано основное внимание посетителей выставки. Во втором павильоне, где обычно выставляются импортеры, настоящий аншлаг собрал стенд «Кубань-Вино». Компания в 2015 году заслуженно заняла, с учетом площадей виноградников, первое место по производству вина. Это важно. Гостеприимная Ванда Ботнарь показала нам наиболее интересные образцы урожая 2015 года. Уже сейчас в них виден неплохой потенциал. Обязательно обратим на них внимание, когда вина появятся на полке.

Крупных компаний с большими площадями виноградников на рынке становится все больше. Важная вещь для развития качества российских вин - конкуренция. Через несколько лет ее наверняка составит нынешнем лидерам проект «Запорожское». На «Продэкспо» нам удалось пообщаться в приятной дружеской обстановке не только с давним знакомым, руководителем проекта Сергеем Дубовиком, но и с собственником «Запорожского» Асламбием Нагой. Очень порадовала слаженность этой команды. 2 500 гектар виноградников, планы закладки по 200-250 га в год, серьезная реконструкция, которая начата на винодельне и общий чистый, ровный стиль всех основных линеек. Все это говорит об очень серьезных и обоснованных амбициях.

Среди крупных виноделен также не могу не отметить крымскую «Золотую Балку», анонсировавшую новые позиции игристых вин и их новый дизайн. Рад был пообщаться с руководителем винодельни Еленой Костенко, познакомиться с людьми, определяющими развитие всего проекта в Москве. Новые владельцы «Золотой Балки» абсолютно правильно выбрали путь ее дальнейшего развития. Вина в новом дизайне выглядят очень свежо и достойно и при этом сохраняют лучшее в сегменте игристого соотношение цены и качества.

Большое удовольствие доставили встречи с владельцем «Сатеры» Игорем Самсоновым и командой «Солнечной долины» (оба проекта в этом году выступили общим стендом). Для предварительной дегустации уже отобраны образцы, и мы обязательно поделимся впечатлениями от знакомства с ними.

Рад был повидаться и с представителями «Инкермана» - генеральным директором Алексеем Липко и главным виноделом Георгием Чичинадзе. Новая линейка «Эритаж» также ждет своего часа для дегустации и отбора образцов к публикации в Гиде «Российские вина-2016».

Главной новостью «Продэкспо» для нас стало хозяйство «Шато Эркен». Уже сейчас можно сказать, что его описание, как и статья о регионе Долина Терека обязательно появятся на страницах Гида-2016. На ближайшее время запланирована поездка в Кабардино-Балкарию, где расположено Шато. Во время дегустации на стенде проекта порадовали белые вина урожая 2015 года. Молодая команда проекта за год сделала очень многое для его развития.

Также стоит отметить проект «Виноскоп», расположившийся на стенде дистрибьюторской компании «Директива». Популяризация российского вина очень важна и таких проектов с мастер-классами лучших виноделов для широкой публики, должно становится все больше. Дегустационные оценки, опубликованные в буклете проекта, комментировать не стоит. Это зона ответственности организаторов коллективной дегустации. Но для объективности выбора «лучших» вин России стоит находить возможности и пробовать все, что на этом рынке представлено. Сейчас в «Виноскоп» видна примерно пятая часть из всего многообразия российского виноделия. Но и это уже немало для проекта на начальной стадии развития. Могу только пожелать коллегам, взявшим на себя этот тяжелый, ответственный и неприбыльный труд, стабильной работы в течение многих лет, вне зависимости от интересов оптовика - генерального партнера.

К сожалению, выставка пролетела очень быстро, не все удалось попробовать, не со всеми виноделами пообщаться. Рад, что свои вина на «Продэкспо» показали крымчане «Массандра» и «Легенда Крыма», целый ряд дагестанских производителей, развивающих собственные виноградники.

Есть у растущей популярности вин России и обратная сторона. К сожалению, в экспозиции «Продэкспо» на 1 стенд настоящих виноделов приходилось 3-4 стенда производителей откровенной дряни. Причем, некоторые из таких компаний гордо врут в своих проспектах о "тысячах гектар лоз на Юге России". Главное, что предстоит сделать всем, кто работает над созданием продвижением качественного российского вина – отделить в глазах покупателя действительно достойных производителей от тех, кто спекулирует на этой теме.