Южная Россия 2016. Послевкусие с горчинкой

В этом году мне вновь довелось принять участие в дегустационном конкурсе «Южная Россия», который проходит в Краснодаре в связке с выставкой ВИНОРУС. На этот раз на правах председателя конкурса. В прошлом году и выставку, и состязание виноделов мне пришлось пропустить. Тем интереснее было сравнить впечатления.


В винном сообществе уже стало хорошим тоном обсуждать, что выставка год от года уменьшается. В этом году не соглашусь с этим мнением. Мероприятие переехало в новый огромный выставочный центр недалеко от главной улицы города – Красной и получило новую жизнь. Пускай не было грандиозных стендов виноделен, и выставка прошла без дорогих банкетов, главную свою функцию ВИНОРУС полностью выполняет. В течение года это одно из тех мест, где можно встретить большинство виноделов и людей, интересующихся российским вином. Было много приятных встреч, интересных открытий, позитивных впечатлений. Стоит поблагодарить организаторов мероприятия – компанию «Краснодарэкспо» и ее директора Елена Тельнову. Команда проекта не опускает руки, несмотря на трудности, и продолжает поддерживать эту важную площадку общения.

Теперь о конкурсе. Стоит поблагодарить за большую работу, которую провели Президент самого конкурса и Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович и куратор проекта со стороны СВВР Наталья Жаворонкова. Образцов в этом году было достаточно много и жюри разделилось на две комиссии – «по белым» и «по красным». Мои впечатления связаны именно с красными винами, но судя по реакции других членов жюри, белые также произвели позитивное впечатление.

В красных винах общий тренд – это мощные, высокоалкогольные, выдержанные в дубе вина, которые с первого глотка стремятся дать понять потребителю, что его деньги потрачены недаром. Урожай 2014 года был удачен для красных вин в большинстве российских регионов (кроме самых жарких и засушливых) и позволил создать немало таких винных «блокбастеров».

Думаю, что со временем к ним добавятся и более тонкие, терруарные вина. Связано это будет, в первую очередь, с ростом виноградников, определением виноделен со стилем. Интересно наблюдать, как многие хозяйства переходят от сложных блендов к более простым и к сортовым винам. Чем старше лоза, тем больше выражен сортовой стиль, который она позволяет получать в красных винах и тем логичней такие эксперименты.

Вновь на конкурсе было много представителей авторского виноделия, наравне соревновавшихся с крупными производителями. Это еще раз подтверждает, что направление созрело и готово к выходу на официальный рынок. Будем надеяться, что нас в течение ближайшего года ждет целая волна лицензирования малых проектов, тем более что стоимость лицензий теперь снизится.

На фоне множества позитивных моментов, есть у этого события и одно большое «НО». Чем больше пробуешь ярких, интересных вин, тем больше хочется вспомнить Станиславского и его «не верю!». Все дело в принципах сбора образцов, доверительных отношениях организаторов с виноделами. У меня в ряде случаев складывалось впечатление, что на конкурс наряду с образцами, предназначенными для розничной продажи, подавались вина, еще не прошедшие фильтрацию и обработку перед розливом, образцы специально разлитые для конкурса в лабораторных условиях. Это изначально ставит конкурсантов в неравные условия. Стоит посмотреть хотя бы на результаты «Раевского», подавшего вино «с полки» и в итоге не приехавшего получать свое боевое «серебро» и на другие профессиональные, честные проекты, оставшиеся вообще без наград. Примерно такая же ситуация и с авторскими винами, которые вообще перед продажей не обрабатываются, поскольку претензий к осадку со стороны контролирующих органов к ним не бывает по определению.

Это только одно соображение. Оценивая вина для Гида «с открытыми глазами», я давно слежу за развитием некоторых хозяйств и в ряде случаев у меня были серьезные подозрения, что вино на конкурс было подано вообще не свое.

Конечно, сидя в жюри приятно дегустировать по большей части удачные, чистые вина, хотя еще 2-3 года назад больше половины образцов «Южной России» было невозможно пить в принципе. Но объективность результатов от «доверительной» подачи вин на конкурс сильно страдает. Когда покупатель берет с полки медальное вино и получает совсем не то, на что рассчитывал, страдает репутация конкурса. И его жюри, кстати, тоже.

Отдавая должное большой работе, которую ведут уже много лет организаторы «Южной России», я бы хотел предложить изменить регламент конкурса. Для получения объективных результатов, нужно оценивать вина из розницы. А для того, чтобы не увеличивать бюджет мероприятия, регистрационный сбор нужно увеличить ровно на стоимость образцов. С авторскими винами, которые с полки не возьмешь, вопрос особый. Не отмечать наиболее удачные эксперименты виноделов было бы неправильно. В Гиде «Российские вина» до определения с правовым полем авторских вин эта проблема решена за счет введения отдельной категории со своей системой рейтингов.

В итоге, Послевкусие «Южной России» этого года получилось с оттенком горечи. Будем надеяться, что конкурс следующего миллезима избавится от этой не совсем приятной горчинки. Со своей стороны, готов пообещать организаторам поддержку в развитии объективности проекта.